ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕШЕНИИ ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ

01.01.2017

На сегодняшний день проблема детских конфликтов в образовательных учреждения является одной из актуальных и предполагает вмешательство родителей как субъектов образовательного процесса. Но вопрос о роли родителей в решении детских конфликтов до сих пор остается открытым. Ведь родители, в первую очередь, должны помогать своим детям, обучать конструктивным способам общения, а не усугублять своим вмешательством конфликт между детьми еще больше. Поэтому перед каждым родителем стоит дилемма: вмешиваться в детские конфликты или не вмешиваться, а если вмешиваться, то какую позицию занимать, чтобы не навредить, а помочь?

Что касается причин детских ссор, то они разнообразны. Дети в конфликте могут быть чрезмерно агрессивными или, наоборот, чувствовать себя жертвой ситуации. Однако корни большинства проблем детей лежат во внутрисемейных отношениях. Дефицит внимания, ласки, заботы, отчужденность в семье провоцируют детей на агрессивные действия, так как только так они могут обратить на себя внимание родителей, удовлетворить потребность в тесной эмоциональной связи с мамой и папой. В семьях, где детско-родительские отношения строятся на доверии, тесной психологической связи, дети, как правило, не вступают в конфликты с другими людьми, стараются их предотвращать или выходить из них конструктивными способами [3].

Тем не менее, большинство родителей сталкивается с проблемой детских конфликтов. Каждая мама и каждый папа ищут: свою собственную стратегию поведения в случае ссор между детьми. И практически у каждого родителя возникает желание помочь своему ребенку, защитить его. Но не каждый взрослый знает, как сделать так, чтобы в дальнейшем не навредить ребенку.

Межличностные конфликты между детьми ставят практически всех родителей в тупик, так как они не знают, как на них реагировать. Источники детских ссор могут быть разнообразными: в процессе совместной деятельности дети могут поссориться, не могут найти общий язык, договориться, расходятся интересы, при выборе игр и игрушек, соперничество и конкуренция, борьба за лидерство. Как обычно ругаются девочки? Это применение вербальной агрессии - словесные оскорбления, обзывания, коверкание фамилий, имен. У мальчиков, в свою очередь, преобладает физическая агрессия (могут толкнуть, ударить, укусить, потянуть за руку), что является частым источником ссор между детьми [2].

Есть родители, у которых первой реакцией на конфликты детей, в особенности мам, и если дети рассказывают, что они не виноваты, что их первыми обидели, ударили или обозвали, - желание самим разобраться с обидчиком и наказать виноватых. Но когда родители остывают, начинают на рациональном уровне понимать, что можно поступить и по-другому.

В связи с этим остро встаёт вопрос, какую позицию занимать родителям: вмешиваться или не вмешиваться? А вмешиваться, то как себя вести?

Психологи выделяют следующие позиции, которые родители могут занимать в решении детских конфликтов.

1. Невмешательство.

У каждого родителя есть свое объяснение, почему они считают, что вмешиваться в детский конфликт не стоит. Именно: это связано с тем, что взрослые не видят причин для беспокойства, и мелкие ссоры кажутся им обыденными, а иногда взрослые считают, что ссоры могут быть даже полезными для детей и, возможно, смогут чему-то научить их.

Действительно, есть ряд конфликтных ситуаций, с которыми дети успешно справляются без вмешательства взрослых, особенно если ранее родители показали, как себя вести в подобной ситуации. Однако здесь важно обратить внимание чувства детей: если дети страдают и самостоятельно выйти конфликта не могут, то помощь родитель необходима.

2. Избегание. Уйти в другую сторону.

Есть категория родителей, которая учит детей избегать конфликтов. Например, если две девочки поругались, то мама с папой одной девочки рекомендуют не общаться с обидчицей. Однако подобное поведение рождает в детях еще больше беспокойства и непонимания, как же все-таки вести себя, когда кто-то посягает на твои интересы.

И тут возникает вопрос, а как же не общаться с девочкой-обидчицей, если они ходят в одну группу? Избегание конфликта — отложение его на время. Родителям нужно учить детей, как себя вести, если подобная ситуация повторится вновь, не уходить от проблемы в сторону.

3. Активная конфронтация (ругань и обвинения в адрес другого родителя и ребенка).

Доказано, что если внутри взрослых живет много чувств обиды, несправедливости, недовольства, то такие взрослые жалобы детей реагируют по-особому, начинают сильно защищать своих детей.

В этом состоянии они могут использовать обвинения, нотации, возможны даже истеричные высказывания, грубость как и в адрес родителей детей, так и самих детей.

Родителям нужно помнить, что дети часто ссорятся из-за мелочей и могут рассказывать о ссорах, как они видят эту ситуацию, а не как было на самом деле. А такая реакция родителей вызовет только лишь конфликтные отношения с родителем другого ребенка.

4. Родительская власть и помощь.

Если кто-то ударил, толкнул, обозвал детей, и они самостоятельно с этим справиться не могут, и родители видят, что их дети не хотят идти в детский сад, таком случае у них есть родительская власть, предназначенная для защиты детей, не нарушая границ другого.

Важно уметь разграничивать сложность конфликта. Если ситуация некритична, необходимо предоставлять детям возможность самим находить из неё выход, потому что только так они научатся сами выстраивать отношения в коллективе.

Если ситуация более серьёзная, родители должны быть готовы принять в ней активное участие. Однако им не стоит выступать в роли «тяжёлой артиллерии», слепо защищая своего ребенка. Необходимо сыграть роль буфера, утихомирив страсти и предоставив детям возможность самим спокойно найти выход из конфликта [1].

В целом роль родителей в решении детских конфликтов неоценима. Но активное вмешательство в детские споры может как помочь детям, улучшить их эмоционально состояние, наладить дружеские отношения со сверстниками, так и ухудшить. Поэтому для развития детей, приобретения опыта решения детских споров, налаживания дружеских отношений им необходимо предоставлять самостоятельность и только лишь на расстоянии контролировать их эмоциональное состояние и характер общения со сверстниками. Опыт решения конфликтов очень полезен и в будущем обязательно пригодится каждому ребёнку. Поэтому нет смысла беречь детей от конфликтов, важнее научить их решать эти конфликты.

Основные правила для взрослых во время конфликта между детьми.

1. Если ваш ребенок не ладит с другом, не пытайтесь сразу их помирить, удержитесь от преждевременного вмешательства. Нужно дать детям время разобраться самим. Верьте в своего ребенка. Он должен сам научиться мириться после драки. Такой опыт им только на пользу. Конечно, катастрофическое развитие событий в духе «Повелителя мух» исключено: в случае реальной опасности вы обязательно вмешаетесь. В обычных же ситуациях чрезмерная опека лишает ребенка возможности научиться, самостоятельно контролировать ситуацию. Можно спросить у детей, нужна ли им ваша помощь, и в случае отрицательного ответа предоставьте им возможность решить спор самостоятельно.

2. Если конфликт, все-таки разгорелся Вам необходимо быть объективным, не принимать ничью сторону.

3. Основная ваша задача при возникновении конфликта между детьми – это умение помочь им мирно договориться. Будьте посредником в их переговорах, ни в коем случае не судьей.

4. Вам придется выслушать точку зрения каждого из участников конфликта, а затем кратко изложить детям суть возникшей проблемы.Хочу такой сайт

5. Далее, будет хорошо, если вместе, с детьми сумеете сообща, дружно найти выход из сложившейся ситуации. Вместе с детьми придумаете возможные пути решения спора.

Очень важно суметь уменьшить эмоциональный накал у детей.

Не забудьте похвалить детей за проявленные усилия в разрешении конфликта.

Во избежание ссор помогите детям обозначить границы собственной территории, поскольку всегда есть территория общего пользования и индивидуальная. То же самое касается и игрушек. Необходимо научить детей просить друг у друга разрешения временно воспользоваться какой-либо игрушкой или вещью.

Всегда помните, как важно быть чуткими к любым переживаниям детей. Старайтесь глубже заглянуть в суть конфликта, чтобы понять истинную причину. Старайтесь разговаривать со всеми окружающими людьми спокойно и вежливо, избегайте ссор с домочадцами и тогда собственным примером вы научите ребенка эффективному общению.

Ребенком движет здоровое стремление исследовать мир и искать свое место в обществе. Общение со сверстниками способствует взрослению больше, чем родительская перестраховка. Верьте в своего ребенка.

В целом роль родителей в решении детских конфликтов неоценима. Но активное вмешательство в детские споры может как помочь детям, улучшить их эмоционально состояние, наладитьдружеские отношения со сверстниками, так и ухудшить. Поэтому для развития детей, приобретения опыта решения дет­ских споров, налаживания дружеских отношений им необходи­мо предоставлять самостоятельность и только лишь на расстоянии контролировать их эмоциональное состояние и характер общения со сверстниками. Опыт решения конфликтов очень полезен и в будущем обязательно пригодится каждому ребёнку. Поэтому нет смысла беречь детей от конфликтов, важнее научить их решать эти конфликты.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.07.2019

Дата обновления: 02.07.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».