Положение об аттестации педагогических работников

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об аттестации педагогических работников (далее –
Положение) регламентирует порядок аттестации педагогических работников частного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 125 открытого акционерного
общества «Российские железные дороги» (далее Учреждение).
1.2. Нормативной основой для аттестации педагогических работников являются:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерством Просвещения
РФ от 24.03.2023 г. № 196)

настоящее Положение.
1.3. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения
соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям и по желанию
педагогических работников в целях установления квалификационной категории.
1.4. Основными задачами аттестации являются:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации
педагогических работников, их методологической культуры, личностного и карьерного роста;
определение необходимости дополнительного профессионального образования
педагогических работников;
повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических
работников, в том числе в целях организации (осуществления0 методической помощи
(поддержки) и наставнической деятельности в ОО;
учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к
кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового
состава Учреждения.
1.5.
Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность,
открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам,
недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
2. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия
занимаемой должности
2.1. Аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности в
обязательном порядке подлежат педагогические работники организации, не имеющие
квалификационных категорий (первой или высшей), включая педагогических работников,
осуществляющих педагогическую деятельность помимо основной работы, а также по
совместительству, кроме педагогических работников, указанных в пункте 2.3. данного
Положения.
2.2. Аттестация проводится один раз в пять лет на основе оценки профессиональной
деятельности педагога аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми
организациями.
2.3. Аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не
подлежат следующие педагогические работники:
а) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в данной организации, в
которой проводится аттестация;
б) беременные женщины;
в) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
г) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех
лет;
д) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев в связи с заболеванием;
е) педагогические работники, имеющие квалификационные категории.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «в» и «г»,
возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «д», возможна
не ранее чем через год после их выхода на работу.
2.4. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом
руководителя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря, членов
комиссии. В состав аттестационной комиссии о обязательном порядке включается
представитель выборного органа ППО.
2.5. Решение о проведении аттестации педагогических работников принимается
руководителем. Руководитель издает соответствующий распорядительный акт, включающий в
себя список работников, подлежащих аттестации, график проведения аттестации и доводит
его под роспись до сведения каждого аттестуемого не менее чем за 30 календарных дней до
дня проведения их аттестации по графику.
2.6. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника руководитель
вносит в аттестационную комиссию организации представление.
2.6.1. В представлении руководителя должны содержаться следующие сведения о
педагогическом работнике:
а) фамилия, имя, отчество;
б) наименование должности на дату проведения аттестации;
в) дата заключения по этой должности трудового договора;
г) уровень образования и квалификация по направлению подготовки;
д) информация о получении дополнительного профессионального образования по
профилю педагогической деятельности;
е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых
качеств, результатов профессиональной деятельности на основе квалификационной
характеристики по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым
договором.
2.6.2. Руководитель знакомит педагогического работника с представлением под
роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После
ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в
аттестационную
комиссию
дополнительные
сведения,
характеризующие
его
профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной
аттестации – с даты поступления на работу) в следующих формах: представление
аналитического отчета, презентация методических разработок и пособий, портфолио,
электронный портфолио.
2.7. При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением
руководителя составляется соответствующий акт, который подписывается руководителем и
лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
2.8. Педагогический работник должен лично присутствовать при его аттестации на
заседании аттестационной комиссии.
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем
присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии
организации.
2.9. В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на
заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация
переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о
чем руководитель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до
новой даты проведения его аттестации.
2

2.10. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без
уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.
2.11. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление,
дополнительные
сведения,
представленные
самим
педагогическим
работником,
характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).
2.11.1. Обсуждение профессиональных и личностных качеств работника
применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и
доброжелательным.
2.11.2. Оценка деятельности работника основывается на его соответствии требованиям
по занимаемой должности, определении его участия в решении поставленных перед
организацией задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности. При этом
должны учитываться профессиональные знания педагогического работника, опыт работы,
повышение квалификации и переподготовка.
2.11.3. Члены аттестационной комиссии при необходимости вправе задавать
педагогическому работнику вопросы, связанные с выполнением должностных обязанностей.
2.12. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия
принимает одно из следующих решений:
- соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
- не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).
2.12.1. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого
педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих
на заседании членов аттестационной комиссии.
2.12.2. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что
педагогический работник соответствует занимаемой должности.
2.12.3. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом
аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
2.12.4. В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии
организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии
работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим
занимаемой должности.
2.12.5. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно
присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения
итогов голосования.
2.12.6. Результаты Аттестации педагогических работников заносятся в протокол,
подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами
аттестационной комиссии организации, присутствующими на заседании, который хранится с
представлением, дополнительными сведениями, представленными самим педагогическим
работником, характеризующими его профессиональную деятельность (в случае их наличия), у
работодателя.
2.13. На каждого педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух
рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации
составляется выписка из протокола, содержащая следующие сведения: фамилия, имя, отчество
аттестуемого, наименование его должности, дату проведения заседания аттестационной
комиссии, результаты голосования при принятом решении.
2.13.1. Руководитель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола
под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления
2.13.2. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.
2.14. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических
работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности
3

педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
2.15. В случае признания педагогического работника по результатам аттестации
несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации
трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81
Трудового кодекса Российской Федерации. Увольнение по данному основанию допускается,
если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую
имеющуюся у руководителя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую
квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую
работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи
81 Трудового кодекса Российской Федерации).
2.16. Аттестационная комиссия Учреждения по представлению руководителя вправе
выносить рекомендации о возможности назначения на
соответствующие должности
педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы,
установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные
характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом
Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н, зарегистрированного в
Минюсте Российской Федерации 06.10.2010, регистрационный № 18638, и (или)
профессиональным стандартам, но обладающих достаточным практическим опытом и
компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них
должностные обязанности.
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной
категории
3.5. Аттестация
педагогических
работников
в
целях
установления
квалификационной категории проводится по их желанию.
3.6. По результатам аттестации педагогическим работника устанавливается первая
или высшая квалификационная категория.
3.7. Аттестация педагогических работников осуществляется аттестационными
комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов
РФ (Министерством общего и профессионального образования Свердловской области).
3.8. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений,
подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых
педагогическим работником в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с
уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с
использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том
числе сети «Интернет», либо посредством федеральной государственной информационной
системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее ЕПГУ)
либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг, интегрированных с
ЕПГУ.
3.9. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники сообщают
сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности
в организациях, об имеющихся квалификационных категориях, а также указывают должность,
по которой они желают пройти аттестацию.
3.10. Заявление о проведении аттестации с целью установления квалификационных
категорий подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы
в организации, в том числе в период нахождения в отпуске оп уходу за ребенком.
3.

4

3.11. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей
квалификационной категории подаются педагогическими работниками, имеющими
(имевшими) по одной из должностей первую или высшую квалификационную категорию.
3.12. Заявления
педагогических
работников
о
проведении
аттестации
рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня
их получения, в течение которого:
а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического
работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной
категории;
б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и
месте проведения их аттестации.
3.10. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала
её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60
календарных дней.
3.11. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации
на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание
аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.
3.12. Первая
квалификационная
категория
педагогическим
работникам
устанавливается на основе:

стабильных
положительных
результатов
освоения
обучающимися
образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта,
по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией;

стабильных
положительных
результатов
освоения
обучающимися
образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в
порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа
2013 г. N 662*;

выявления
развития
у
обучающихся
способностей
к
научной
(интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов
обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических
результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических
объединений педагогических работников организации.
3.13. Высшая
квалификационная
категория
педагогическим
работникам
устанавливается на основе:

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения
образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта,
по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения
обучающимися
положительных
результатов
освоения
образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в
порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа
2013 г. N 662*;

выявления
и
развития
способностей
обучающихся
к
научной
(интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия
в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов
обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий,
транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей
профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

5


активного участия в работе методических объединений педагогических
работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения
образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
3.14. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях
установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией с
учетом всестороннего анализа их профессиональной деятельности.
3.15. Проведение аттестации педагогических работников, имеющих государственные
награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные награды, полученные за
достижения в педагогической деятельности, либо являющихся призерами конкурсов
профессионального мастерства педагогических работников в целях установления
квалификационной категории осуществляется на основе сведений, подтверждающих наличие
у педагогических работников наград, званий, знаков отличия, сведений о награждениях за
участие в профессиональных конкурсах.
3.16. По результатам аттестации аттестационная комиссия Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области принимает одно из следующих
решений:

установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается
должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная
категория);

отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории
(указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении
квалификационной категории).
3.17. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую
квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении
высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная
категория до истечения срока ее действия.
3.18. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в
установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную
комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не
ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.
3.19. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации
педагогических работников Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области издает распорядительные акты об установлении педагогическим
работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения
аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов
в сети "Интернет".
3.20. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории
(первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
3.21. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам,
сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том
числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, а также являются
основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников.
4.
Аттестация
педагогических
работников
в
целях
установления
квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник»
4.5. Аттестация
педагогических
работников
в
целях
установления
квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник» проводится по их
желанию. К указанной аттестации допускаются педагогические работники, имеющую высшую
квалификационную категорию
6

4.6. По результатам аттестации педагогическим работника устанавливается
квалификационная категория «педагог-методист» или «педагог-наставник» (указывается
должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная
категория).
4.7. Аттестация педагогических работников осуществляется аттестационными
комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов
РФ (Министерством общего и профессионального образования Свердловской области).
4.8. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений,
подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых
педагогическим работником в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с
уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с
использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том
числе сети «Интернет», либо посредством федеральной государственной информационной
системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее ЕПГУ)
либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг, интегрированных с
ЕПГУ .
4.9. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники сообщают
сведения об уровне образования (квалификации), результатах деятельности, связанной с
методической работой или наставничеством, об имеющейся высшей квалификационной
категории, а также о квалификационной категории, по которой они желают пройти
аттестацию.
4.10. К заявлению в аттестационную комиссию прилагается ходатайство
работодателя, характеризующую деятельность педагогического работника, направленную на
совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в
образовательной организации.
4.11. Заявления
педагогических
работников
о
проведении
аттестации
рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня
их получения, в течение которого:
а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического
работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной
категории;
б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и
месте проведения их аттестации.
4.12. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от
начала её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более
60 календарных дней.
4.13. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации
на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание
аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.
4.14. Квалификационная категория «педагог-методист» устанавливается на основе:

руководства методическим объединением педагогических работников
образовательной организации и активного участия в методической работе образовательной
организации;

руководства
разработкой
программно-методического
сопровождения
образовательного процесса, в том числе методического сопровождения реализации
инновационных образовательных программ и проектов в образовательной организации;

методической поддержки педагогических работников образовательной
организации при подготовке к участию в профессиональных конкурсах;

7


участия в методической поддержке (сопровождении) педагогических
работников образовательной организации, направленной на их профессиональное развитие,
преодоление профессиональных дефицитов;

передачи опыта по применению авторских и (или) учебно-методических
разработок.
4.15. Квалификационная категория «педагог-наставник» устанавливается на основе:

руководства практической подготовкой студентов, обучающихся по
образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования;

наставничества в отношении педагогических работников образовательной
организации, активного сопровождения их профессионального развития в образовательной
организации;

содействия в подготовке педагогических работников, в том числе из числа
молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического)
мастерства;

распространение авторских подходов и методических разработок в области
наставнической деятельности в образовательной организации.
4.16. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях
установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на
основе ходатайства работодателя.
4.17. По результатам аттестации аттестационная комиссия Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области принимает одно из следующих
решений:

установить квалификационную категорию «педагог-методист» («педагогнаставник») (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается
квалификационная категория);

отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории
«педагог-методист»
(«педагог-наставник»)
(указывается
должность,
по
которой
педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).
4.18. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации
педагогических работников Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области издает соответствующие распорядительные акты об установлении
педагогическим работникам квалификационной категории «педагог-методист» («педагогнаставник») со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на
официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет".
4.19. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории
(первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
4.20. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам,
сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том
числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, а также являются
основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников за наличие
квалификационных категорий «педагог-методист» («педагог-наставник») при условии
выполнения дополнительных обязанностей, связанных с методической работой или
наставнической деятельностью.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».