Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №125 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Детский сад № 125 ОАО «РЖД») 620107, г. Екатеринбург, ул. Гражданская, 4-а. Тел/факс +7 (343) 354-03-30,/ +7(343)370-27-93 E-mail: ds125rzd@mail.ru сайт: http://d-sad125.ru/ ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЧАСТНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ДЕТСКИЙ САД № 125 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» (ДЕТСКИЙ САД № 125 ОАО «РЖД») Автор-составитель Верещагина Наталья Валентиновна, кандидат психологических наук. Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательногопроцесса. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: 1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; 2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; 3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; 4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки; 5баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа. Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психологопедагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.) Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации. Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но. разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей. Основные диагностические методы педагога образовательной организации: наблюдение; проблемная (диагностическая) ситуация; беседа. Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая. Примеры описания инструментария по образовательным областям в первой младшей группе Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1. Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым. Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности. Форма проведения: подгрупповая. Задание: фиксировать характер игровых действий ребенка. 2. Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости. Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: сказка «Колобок». Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Что случилось с Колобком? Кто его обхитрил? Какая Лиса?» Метод: наблюдение. Материал: ситуация встречи \ прощания со взрослым. Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Посмотри, к нам пришел гость. Что нужно сказать?» 3.Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Методы: наблюдение. Материал: сказки для восприятия детьми. Форма проведения: подгрупповая, групповая. Задание: «Слушайте внимательно сказку „Колобок"». Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты. Методы: беседа. Материал: игрушки-муляжи животных, овощей, фруктов. Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Что/кто это?» 2. Группирует однородные предметы, выделяет один и много. Методы: проблемная ситуация. Материал: круг, квадрат, одного разного цвета, но одного размера, муляжи яблок и бананов. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое. Сколько яблок?» Образовательная область «Речевое развитие» 1. Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»). Метод: проблемная ситуация. Материал: сюжетные картинки (кот спит, птичка летит, конфета на столе) Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 1. Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, плас-лина. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, плас-лина. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Нарисуй / приклей / слепи». Образовательная область «Физическое развитие» 1. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч. Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной де-ельности. Материал: мячи. Форма проведения: подгрупповая, групповая. Задание: «Сейчас мы будем играть с мячом». Примеры описания инструментария по образовательным областям во второй младшей группе Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в об щении со взрослыми и сверстниками, в природе. Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка. 2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев ил люстраций, литературных произведений. Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: сказка«Теремок». Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?» 3. Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок. Методы: проблемная ситуация. Материал: игрушки — герои сказок по количеству детей. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Давайте расскажем сказку „Колобок"». Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Знает свои имя и фамилию, имена родителей. Методы: беседа. Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут папу/маму?» 2. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме. Методы: проблемная ситуация. Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое». Образовательная область «Речевое развитие» 1. Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: дидактическая игра «Какой звук». Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Повтори за мной — А, У, О, Э, Ы. Хлопни тогда, когда услышишь А». Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 1. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат, треугольник), заготовка ваза. Форма проведения: подгрупповая. Задание: «Укрась вазу». Образовательная область «Физическое развитие» 1. Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого. Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности. Материал: зонтик. Форма проведения: подгрупповая, групповая. Задание: «Сейчас мы будем играть в игру „Солнышко и дождик". Когда я скажу „солнышко", дети бегают. Когда скажу „дождик", дети бегут под зонтик». Примеры описания инструментария по образовательным областям в средней группе Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в об щении со взрослыми и сверстниками, в природе. Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая. Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка. Материал: игрушки мышка и белка, макет норки на полянке и дерева с дуплом. Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости». 2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев ил люстраций, литературных произведений, эмоционально откликается. Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: сказка «Два жадных медвежонка». Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Почему медвежата расстроились? Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?» 3. Имеет представления о мужских и женских профессиях. Методы: проблемная ситуация. Материал: картинки с изображением профессий без указания на пол, атрибуты профессий, кукла-девочка, кукла-мальчик. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Разложите картинки так, кто кем мог бы работать. Почему?» Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей. Методы: беседа. Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице? Как зовут папу/маму?» 2. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению. Методы: проблемная ситуация. Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Найди, что к чему подходит по цвету, размеру, форме, назначению». Образовательная область «Речевое развитие» 1. Поддерживает беседу, использует все части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: опытно-экспериментальная деятельность «Пузырьки воздуха в воде», ситуация ответа детей на вопрос взрослого. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Как увидеть воздух? Можно подуть в трубочку в стакан с водой. Это пузырьки воздуха. Что легче — воздух или вода? Почему?» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 1. Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми — начинать и заканчивать пение. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: ситуация пения детьми знакомой песни (на выбор). Форма проведения: подгрупповая, групповая. Задание: «Сейчас все вместе будем петь песню». Образовательная область «Физическое развитие» 1. Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол. Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности. Материал: мяч, корзина, стойка-цель. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру «Лови мяч и отбивай»». Примеры описания инструментария по образовательным областям в старшей группе Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в об щении со взрослыми и сверстниками, в природе. Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая. Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка. Материал: игрушки Муравей и Белка, макет леса с муравейником и дерева с дуплом. Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости». 2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям. Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: случившаяся ссора детей. Форма проведения: подгрупповая. Задание: «Что у тебя случилось, почему вы поссорились? Что чувствуешь ты? Почему ты рассердился? Почему он плачет?» 3. Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества. Методы: наблюдение (многократно). Материал: необходимые материалы для труда на участке, в уголке природы, в игровой комнате, материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, различные настольно-печатные игры. Форма проведения: индивидуальная, групповая. Задание: «Выберите себе то, чем бы хотели сейчас заниматься». Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессию. Методы: беседа. Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице? Как зовут папу/маму? Кем они работают?» 2. Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры. Методы: проблемная ситуация. Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб разного размера. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Найди, что к чему подходит по форме». Образовательная область «Речевое развитие» 1. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: сюжетная картина «Дети в песочнице», ситуация ответа детей на вопрос взрослого. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Что делают дети? Как ты думаешь, что чувствует ребенок в полосатой кепке? Я думаю, что он радуется. Почему ты так думаешь? Как про него можно сказать, какой он?» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 1. Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: ножницы, листы бумаги с нарисованными контурами. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Вырежи так, как нарисовано». Образовательная область «Физическое развитие» 1. Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч. Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности. Материал: мяч, корзина, стойка-цель. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру „Лови мяч и отбивай". Примеры описания инструментария по образовательным областям в подготовительной к школе группе Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1. Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и об разцу, правильно оценивает результат. Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация. Материал: развивающая игра «Сложи узор», схема выкладывания. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Выложи, пожалуйста, такого краба {показываем схему выкладывания). Как ты думаешь, у тебя получился такой же краб? И по цвету, и по форме?» Материал: одежда ребенка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке). Форма проведения: групповая. Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду в шкафчик так, как нарисовано на схеме». 2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действи ям, в том числе изображенным. Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: картина с изображением ссоры детей (картину приложить или указать источник и точное название картины). Форма проведения: подгрупповая. Задание: «Что изображено на картине? Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?» 3. Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница». Форма проведения: подгрупповая. Задание: «Ребята, мы будем играть в „больницу". Кто хочет кем быть? Выбирайте необходимое для себя. Кто что будет делать?» Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов. Методы: наблюдение, проблемная ситуация. Форма проведения: индивидуальная. Материал: фонарик необычной формы с динамо машиной для подзарядки. Задание: Положить в группе до прихода детей. Когда ребенок найдет и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать. 2. Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Нужно сравнить два мяча. Чем отличаются эти мячи?» Образовательная область «Речевое развитие» 1. При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: машинка необычной конструкции / гараж трехуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребенок/дети проявят интерес, спросить: «Что это такое? Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно еще использовать?» Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» 1. Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструк тора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: игрушка — инопланетянин, различные виды конструктора, разные материалы (бумага, пробки, коробочки, шишки, пластилин, краски, кисточки, палочки). Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока все рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем». 2. Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах неслож ные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, инди видуально и коллективно. Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности. Материал: барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Давайте сыграем песенку „Во поле березка..." {любая другая, знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент». Образовательная область «Физическое развитие» 1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать. Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности. Материал: игрушка Незнайка, мнемотаблица или схемы-подсказки. Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это — быть здоровым». Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования \\ Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года). 2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001. 3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. —М., 2005. 4. Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб., 2003. 5. Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 2001. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1 младшая группа № п/п № группы Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым Общается в диалоге с воспитателем. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника. Обращается с речью к сверстнику Следит за Слушает стихи, действиями героев сказки, кукольного театра. небольшие Рассматривает рассказы без иллюстрации в наглядного знакомых книжках сопровождения Наблюдает за трутовыми процессами воспитателя в уголке природы. Выполняет простейшие трудовые действия Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости Итоговый показатель Итого 2 младшая группа № № Старается соблюдать п/п группы правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Итого Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений Имитирует мимику, движения, интонацию героев литературных произведений Принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию Способен Разыгрывает придерживаться самостоятельно игровых правил и по просьбе вдидактических взрослого играх отрывки из знакомых сказок Итоговый показатель Средняя группа № № Старается п/п группы соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается Понимает Имеет значение слов, представобозначающих ления о эмоциональное мужских и состояние, женских этические капрофесчества, сиях эстетические характеристики Проявляет интерес к кукольному театру, выбирает предпочитаемых героев, может поддерживать ролевые диалоги Готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы Принимает Итоговый роль в игре показатель со сверстниками, проявляет инициативу в игре, может объяснить сверстнику правило игры Итого Старшая группа № № Старается п/п группы соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Итого Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/ действиям Понимает значение слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики Понимает Выполняет Имеет скрытые обязанности предпочтемотивы дежурного ние в игре, поступков по выборе героев столовой, видов труда литературных уголку и творпроизведений, природы чества эмоционально откликается Проявляет интерес к со- Итоговый вместным играм со показатель сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетноролевые игры; предлагает варианты развития сюжета, выдерживает принятую роль Подготовительная группа № п/п № груп пы Итого Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат Знает и соблюдает правила поведения в общественных местах, в т. ч. на транспорте, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам / действиям, в том числе изображенн ым Может определить базовые эмоциональные состояния партнеров по общению в т. ч. на иллюстрации. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества, может обосновать свой выбор Договарива ется и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет Оценивает свои возможности, соблюдает правила и преодолевает трудности в играх с правилами, может объяснить сверстникам правила игры Следит за Итоговый опрятност показатель ью своего внешнего вида. Не нуждается в помощи взрослого в одевании/ раздевани и, приеме пищи, выполнен ии гигиеническ их процедур Образовательная область «Познавательное развитие» 1 младшая группа № п/п № группы Знает свое имя. Осуществляет Называет перенос предметы действий с ближайшего объекта на объокружения, ект, использует имена членов предметысвоей семьи и заместители воспитателей Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты Имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи Узнает шар и куб, называет размер (большой— маленький Группирует однородные предметы, выделяет один и много Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций Итого вый показ атель Итого 2 младшая группа № № п/п группы Итого Знает свои имя и фамилию, имена родителей Рассматрива ет иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним Ориентирует ся в помещениях детского сада, называет свой город Знает и называет некоторые растения и животных, их детенышей, игрушки Правильно Различает опредекруг, ляет квадрат, количествентреное соотношени е угольник, преддвух групп предмеметы, имеющие тов, понимает углы и конкретный смысл круглую форму слов «больше, «меньше», «столько же» Умеет Понимает Итоговы группиросмысл й вать обозначен й:показате предметы по вверху — ль цвету, внизу, размеру, впереди — форме сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя— нижняя. Различает день — ночь, зима — лето Средняя группа Знает № № п/п группы свои имя и фамилию, адрес проживан ия, имена родителей Рассматр ивает иллюстри рованные издания детских книг, проявляет интерес к ним Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека Ориентирует ся в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости) Называет Сравнивает диких и количество домашних предметов в животных, группах до одежду, 5 на основе обувь, счета, мебель, приложени посуду, ем, деревья наложение м Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольни к Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению Понимает смысл Итоговы й слов «утро», «вечер», «день», показате «ночь», определь ляет части суток, называет времена года, их признаки, последовательность Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека Ориентирует ся в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости) Называет виды тр а и с но рга, инструмент ы, бытовую технику. Определяет материал (бумага, дерево, металл, пластмасса) Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры Выклады вает ряд предметов по длине, ширине, высоте, сравнивает на глаз, проверяет приложен ием и наложение м Ориентируется Итоговы во времени й (вчера — сегодня показате — завтра; ль сначала — потом). Называет времена года, части суток, дни недели Итого Старшая группа № № Знает свои п/п группы имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии Знает столицу России. Может назвать некоторые достопримечат ельности родного города/поселения Правильно пользуется порядковыми количественными числительными до 10, уравнивает 2 группы предметов (+1 и-1) Подготовительная группа № № п/п гру пп ы Проявляет познавате льный интерес в быту и в организов анной деятельно сти, ищет способы определен ия свойств незнакомы х предметов Итого Знает свои имя и фамилию, странуи адрес проживан ия, имена и фамилии родителей , их место работы и род занятий, свое близкое окружени е Знает герб, флаг, гимн России, столицу. Может назвать некоторы е государст венные праздник и и их значение в жизни граждан России Может назвать некоторы е достопри мечательности родного города/по селения Имеет представлен ие о космосе, планете Земля, умеет наблюдать за Солнцем и Луной как небесными объектами, знает о их значении в жизнедеятел ьности всего живого на планете (смена времен года, смена дня и ночи) Знает и называет зверей, птиц, пресмык ающихся, земново дных, насеком ых Количеств енный и порядковы й счет в пределах 20, знает состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5) Составляе т и решает задачи в одно действие на «+», пользуется цифрами и арифметическими знаками Знает способы измерен ия величин ы: длины, массы. Пользуе тся условно й меркой недели Называе т отрезок, угол, круг, овал, многоугольн ик, шар, куб, проводи т их сравнение. Умеет делить фигуры на нескольк о частей и составля ть целое Знает временн ые отношен ия: день — неделя — месяц, минута — час (по часам), последоват ельность времен года и дней недели Итоговы й показате ль Образовательная область «Речевое развитие» 1 младшая группа № п/п № Сопровождает речью группы игровые и бытовые действия По просьбе взрослого проговаривает слова, небольшие фразы Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?») Может рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта Итоговый показатель №1 №2 Итого 2 младшая группа № № Рассматривает сюжетные п/п группы картинки, способен кратко рассказать об увиденном Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух Итоговый показател ь Итого Средняя группа № № п/п группы Итого Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Может повторить образцы описания игрушки Имеет предпочтение в Определяет первый звук в литературных произведениях слове. Умеет Проявляет эмоциональную образовывать новые слова заинтересованность в по аналогии со знакомыми драматизации знакомых сказок. словами Может пересказать сюжет литературного произведения, заучить стихотворение наизусть Поддерживает беседу, Итоговый использует все части показатель речи. Понимает и употребляет слова-антонимы Старшая группа № № Имеет предпочтение в п/п группы литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение Драматизирует небольшие Определяет место сказки, читает по ролям звука стихотворение. Составляет по в слове. Сравнивает слова образцу рассказы по сюжетной по длительности. Находит картине, по серии картин, слова с заданным звуком относительно точно пересказывает литературные произведения Поддерживает беседу, Итоговый высказывает свою точку показатель зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы Подготовительная группа № п/п № группы Итого Называет некоторые жанры детской литературы, имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов, может интонационно выразительно продекламировать небольшой текст Пересказывает и Различает звук, слог, слово, При необходимости Итоговый драматизирует небольшие предложение, определяет их по- обосновать свой выбор показатель литературные произведения, следовательность употребляет обобщасоставляет по плану и образцу ющие слова, синонимы, рассказы о предмете, по антонимы, сложные сюжетной картине предложения Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» № п/п 1 младшая Передаёт форму и цвет доступными художественными способами Создаёт образы конкретных предметов и явлений окружающего мира Проявляет интерес к иллюстрациям в детских книгах Охотно экспериментирует с художественными инструментами и материалами Итоговый показатель Итого № п/п 2 младшая группа Создаёт узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности. Целенаправленно создаёт, рассматривает и свободно обыгрывает созданные образы, постройки и композиции Проявляет устойчивый интерес к декоративноприкладному искусству Итоговый показател ь Итого № п/п Средняя группа В рисовании, лепке, аппликации, конструировании и в художественном труде создаёт выразительные образы и выражает своё отношение к ним Передаёт форму, пропорции, цвет, фактуру, характерные детали Уверенно владеет разными художественными техниками Знаком с элементами Итоговый некоторых видов народного показатель прикладного творчества, может использовать их в своей творческой деятельности № п/п Старший дошкольный возраст Самостоятельно создаёт выразительные образы на основе сформированных представлений, передавая не только основные признаки, но и взаимосвязи между ними, выражает своё личное отношение. Самостоятельно и с интересом применяет освоенные художественные техники и способы, по своей инициативе осваивает новые техники С увлечением рассматривает Итоговый произведения изобразительного показатель и декоративно-прикладного искусства, выражает своё индивидуальное эмоциональноценностное отношение Итого № Подготовительная п/п группа Итого Передаёт различными изобразительновыразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире. Реализует творческие замыслы, свободно сочетает разные виды художественнопродуктивной деятельности Уверенно Охотно использует сотрудничает с освоенные другими детьми в художественные процессе техники и создания изобразительноколлективной выразительные композиции средства Интересуется Итоговый изобразительным и показатель декоративноприкладным искусством, выражает своё отношение. Музыкальное развитие 1 младшая группа № п/п № группы Узнает знакомые мелодии, вместе с взрослым подпевает в песне музыкальные фразы Проявляет активность при подпевании, выполнении танцевальных движений Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук Умеет извлекать звуки из музыкальных инструментов: погремушки, бубен Итоговый показатель №1 №2 Итого 2 младшая группа № № Слушает музыкальное произведение до Умеет выполнять танцевальные движения: п/п группы конца. Узнает знакомые песни. Поет, не кружиться в парах, при-гопывать попеременно отставая и не опережая других ногами, двигаться под музыку с предметами Различает и называет Итоговы музыкальные инструменты: й металлофон, барабан. Замечает из- показате менения в звучании (тихо — ль громко) Итого Средняя группа № № п/п груп пы Имеет предпочтение в выборе муз. произведения для слушания и пения. Выполняет движения, отвечающие ха- рактеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной фор- мой музыкального произведения Умеет выполнять тан- цевальные движения: пружинка, подскоки, движениепарами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предме-тами Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми — начинать и заканчивать пение Итого вый показа тель Старшая группа № № Различает жанры муз. п/п группы произведений, имеет предпочтения в слушании муз. произведений Может ритмично двигаться по характеру музыки, самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, испытывает эмоциональное удовольствие Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног в прыжке, выставление ноги на пятку в полуприседе, шаг с продвижением вперед и в кружении) Играет на детских муз. Итоговый инструментах показатель несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента Подготовительная группа № № Умеет выразительно и ритмично двип/п группы гаться в соответствии с характером музыки, испытывает эмоциональное удовольствие Итого Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно Итоговый показатель Образовательная область «Физическое развитие» № 1 п/п Проявляет навыки опрят- Умеет младшая ности, пользуется индивидугруппа принимать Умеет альными предметами гигиены пищу. (носовым платком, поло- использует тенцем, расческой, горшком) и Может Умеет брать, не прыгать на держать, Правильно наталкиваясь на дру- двух ногах на переносить, ложку, гих детей. Проявляет месте, с про- класть, бросать, движением вперед катать мяч жидкую и твердую бегать, чашку, салфетку ходить желание играть в подвижные игры Умеет ползать, Итоговы подлезать под показател натянутую веревку, перелеза ть через бревно, лежащее на полу Итого 2 № п/п младша я группа Итого Владеет простейшими навыками повеления во время еды, умывания Приучен к опрятности. замечает и устраняет непорядок в одежде Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого Может ползать на четвереньках, лазать по лесенкестремянке, гимнастической стенке произвольным способом Энергично отталкивайся в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места Катает мяч в Итоговы заданном най правлении с показате расстоянии, ль бросает мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударяет мячом об пол, бросает вверх и ловит; метает предметы правой и левой руками № Средняя Знает о значении Соблюдает п/п группа для элементарные здоровья утренней правила гимнастики, личной гизакаливания, гиены, соблюдения режима опрятности дня Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирает одежду и обувь в шкафчик Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол Строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг Определяет положение Итоговый предметов в показатель пространстве, умеет двигаться в нужном направлении, находит правую и левую руки Итого № Старшая Знает о важных и Соблюдает п/п группа вредных факторах элементарные для здоровья, о знаправила чении для здоровья личной гиутренней гиены, гимнастики, самообслуживазакаливания, ния, соблюдения режима опрятности дня итого Умеет быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдает порядок в шкафчике Умеет лазать по гимнастической стенке, прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо, равняться, размыкаться, выполнять повороты в колонне Умеет метать Итоговый предметы правой и показатель левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч № п/п подготовит Знает о принципах группа Выполняет здорового образа атрибуты жизни (двига- которых видов Умеет прыгать не- ОРУ по соту с в 2 шеренги после горизонтальную разбега, через пересчета, цель, в движущуюся скакалку соблюдает цель, предпочтение согласует и старается соблюдать выборе движения их игр правилами и ног с рук интервалы передвижении в левой руками отбивает в ловит мяч Итоговый показатель вертикальную 3—4 колонны, в предметы правой и 2—3 круга на ходу, закаливание, подвижных перестраиваться метать разбега, в вы- инициативе, правильная осанка) Умеет места, с спорта, имеет питание, в в длину с Умеет собственной тельная активность, здоровое Итого Называет в и и