Версия для слабовидящих
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A
Обычная версия
Межстрочный интервал: 1.5 2 2.5
Межбуквенный интервал: Обычный Средний Большой
Изображения: Вкл. Выкл.

Аппликация.

Аппликация. 
Любой вид деятельности, связанный с творчеством, развивает у ребенка видение прекрасного, восприятие цвета, формы, текстуры предметов, их положение относительно друг друга, а также способствует появлению и развитию других способностей малыша.

Аппликация - вид творческой деятельности, которым ребенок может заниматься с самого раннего возраста, когда он только-только научится держать в ручках листочки разноцветной бумаги и с маминой помощью под одобрительные комментарии нашлепывать их ладошкой на подготовленную основу.

Такие занятия способствуют многогранному развитию ребенка: это и способность запоминать и различать цвета, и навыки обращения с ножницами, и проявление старания при вырезании фигур, и развитие способностей к кропотливой работе, и развитие мелкой моторики, и образного мышления и интеллекта.

Полезны занятия аппликацией еще и потому, что малыш получает навыки коллективного творчества. Ведь к процессу создания картинки могут подключаться с другие дети (братья, сестры, малыши из группы детского сада), родители, воспитатели. При этом есть возможность обсуждения с ребенком тех или иных деталей создаваемой картины, необходимость дополнений или исключение лишних фигур. Ребенок включается в коллективное обсуждение и получает навыки совместного творчества.

Аппликации раз от раза могут становиться все сложнее, развивая пространственное и образное мышление ребенка. Она подталкивает его к обдумыванию создания тех или иных образов с помощью различных способов и техник, предложенных воспитателем или родителями. Например, наклеивать на бумагу можно уже созданные ранее тем же малышом другие предметы творчества: бумажные цветы, плетеные из цветных полосок бумаги коврики и т.д., создавая из них уже принципиально новые работы. Или использовать для создания картинок природные материалы (листья, травинки, ягоды и т.п.), разноцветные кусочки ткани, пуговицы и другое.

Кроме прочего, занятия аппликацией помогают сформировать у ребенка представление о культуре труда: о содержании в порядке своего рабочего места, необходимости следить за чистотой инструментов для работы. Также важно развитие способности планировать последовательность тех действий, которые должны привести к нужному результату.

Если способности к рисованию и лепке могут проявляться не у всех детей, то развитие ребенка с помощью занятий аппликацией - прекрасная альтернатива этому.

 

Первые рисунки 3–4 года.

В этом возрасте малыш уже способен правильно держать карандаш и кисть. В рисунках появляется много замкнутых контуров-фигур, которые напоминают треугольники, четырехугольники, круги. Линии становятся многообразнее – прямые, изогнутые, спиралевидные. Элементы рисунка наслаиваются друг на друга и, кажется, хаотично переплетаются между собой. Ребенок может в процессе творчества несколько раз переворачивать лист, и получится, что цветочек «растет» сверху вниз, а грибочек – из боковой стороны листа. Что касается цвета, то использование его еще не специфично: например, человек может быть нарисован зеленым цветом, а трава – красным. Все это является нормой возраста. Малыш может вкладывать во все это особый смысл, который трудно рассмотреть взрослому.

Важно, что ребенок все реже рисует «просто так» и все чаще – по замыслу. Рисование для него – живой процесс, и часто это приводит к зачерчиванию всего рисунка! Например, девочка, изображая сильный дождь, может заштриховать дерево. А мальчик, рисуя машину, может так увлечься тем, как она ехала по дороге, что покроет спиралевидными линиями весь лист! Для детей их рисунок – не что-то статичное, застывшее, а живое, динамичное, игровое. Помните, что такое зачеркивание, если оно происходит как «игра на бумаге», – норма возраста.

Изображая какой-либо объект, ребенок этого возраста рисует его не полностью, а лишь самые важные с его точки зрения части. Особенно ярко это проявляется при попытках нарисовать человека: голова, а от нее отходят ручки и ножки-палочки. До 3,5 лет ребенок может, увлекшись, нарисовать 8 ног, расположив их на голове. Не спешите его поправлять, говоря: «Ты нарисовал неверно!» Лучше сказать: «Как много ног нарисовано!» – без упоминания о том, что ребенок ошибся. Позже обратите внимание малыша на то, что у каждого человека две ноги и две руки. И через некоторое время на рисунках будет правильное число «конечностей» Помните: если ребенок что-то нарисовал «неправильно», ваша задача не в том, чтобы «исправить» рисунок, а в том, чтобы обратить внимание малыша на то, как объект выглядит в реальности. Уже к 4 годам кроха будет правильно располагать части тела в пространстве, но еще долго может путаться, например, с количеством пальцев на руках.

Еще один важный признак возраста – тиражирование работ. Если у малыша удачно получился цветок, или тучка, или камень, то будьте готовы получить еще полсотни таких же. Не сетуйте: «Снова одно и то же!» Просто выберите для домашней коллекции несколько пусть и похожих, но все же разных работ. Малыш будет горд положить их в папочку или прикрепить магнитиком на холодильник. Ведь в этом возрасте ему очень важно, как относятся к его творчеству родные!

Творческая личность: помогаем или мешаем?

Родителей часто волнует вопрос: насколько можно вмешиваться в творческий процесс ребенка? Разброс мнений широк – от «вообще не вмешиваюсь, только мою кисточки и подкладываю краску» до «вожу его рукой по бумаге, чтобы хоть что-нибудь получилось». Мнение психологов и педагогов таково: если уж крайность, то первая, строящаяся на позиции невмешательства. Но лучше, конечно, «золотая середина».

Помочь малышу научиться рисовать, не мешая ему, вы можете, если:

·        время от времени предлагаете задания на дорисовывание. Например, предлагаете нарисовать пятнышки божьей коровке, дождинки, шарики на елке и т.д. Отличных идей для такого рисования множество в Интернете, родители с удовольствием ими делятся друг с другом. Только не стоит делать этот вид творческой работы единственным, так как он не слишком развивает воображение.

·        изучаете мир вместе. Чем больше вы ориентированы на то, чтобы вместе с ребенком заново изучать мир, тем лучше он будет его рисовать. Хорошо, если малыш не только знает название предмета, например «мяч», но и ощупал его, убедившись в том, что он круглый, увидел множество мячей разного цвета, исследовал его свойства: мяч высоко подпрыгивает, скатывается с горки. Если ребенок задумал рисовать мяч, не нужно ему показывать, как именно это делается «правильно». Еще раз рассмотрите предмет вместе, а затем – не мешайте! Помогите, только если малыш просит об этом: «На что похож мяч? На круг! Давай нарисуем круг. А теперь сам реши, какого цвета будет мячик!»

·        бережно относитесь к результатам детского труда. Обязательно похвалите рисунок малыша. Но не ограничивайтесь словами-оценками «молодец» или «замечательно». Похвала должна быть описательная, например: «Сколько ярких линий ты нарисовал! А вот этот кружок точно в центре листа!» У детей 3 лет можно спросить, что же здесь нарисовано, и записать ответ. Можно сделать сменную экспозицию детских работ на холодильнике. Или протянуть веревочку и вешать рисунки на прищепки. Это наполняет ребенка гордостью и желанием творить еще и еще!

Итак, рисование – важная часть жизни малыша, всесторонне обогащающая его развитие. Внимание, память, мышление, творчество, целеустремленность – все подвластно карандашу и бумаге! Самое главное, что могут сделать родители, – это дать крохе саму возможность творить, вложив в его руки инструменты и подготовив пространство. А дальше – быть доброжелательными зрителями, лишь иногда становясь участниками этого увлекательного процесса.