Версия для слабовидящих
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A
Обычная версия
Межстрочный интервал: 1.5 2 2.5
Межбуквенный интервал: Обычный Средний Большой
Изображения: Вкл. Выкл.

Адаптация детей раннего возраста

Адаптация детей раннего возраста

В семье появилось счастье — родился ребенок! В течение двух лет он растёт в центре внимания ипостоянном окружении самых близких людей.

И вот наступает момент, когда общения с родными и близки недостаточно для получения определенного опыта. Ребёнку необходимо общение со своими сверстниками. Ребенок идет в детский сад. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь приходят изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

В этот момент наступает период адаптация.

 

Адаптация — достаточно сложный психологически и эмоционально период в жизни ребенка и его родителей. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к новой жизни в детскому саду.

Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и чаще проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Не секрет что дети, у которых период адаптации проходит сложнее, болеют намного чаще.

 

Как помочь ребенку пройти весь период адаптации легче и менее безболезненно? Очень часто воспитатели наблюдают картину, когда мама волнуется больше чем её ребенок. Именно в такие моменты родителям кажется, что их малышу намного сложнее, чем другим ребятишкам. Что её ребенок особенно нуждается в заботе и опеке. Конечно, крайне сложно отпустить своего родного малыша в непознанный мир детского сада. Волнение мамы передается ребенку. Он заглядывает в глаза мамы и видит в них тревогу.

 

Воспитатели, имеющие опыт работы в группах младшего возраста знают, что дети 2-3 лет не играют совместно. Поэтому в этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве.

 

С чего же лучше всего начинать адаптацию ребенка к детскому саду?

 

Проработав ни один год в младшей группе, и основываясь на собственном опыте, хотелось бы дать несколько советов :

 

Расскажите ребенку — что такое детский сад. Постарайтесь, что бы общение за пределами детского сада было только с позитивно настроенными людьми в отношении посещения детского сада. На данном этапе -главное, позитивно настроить ребенка на посещение детского сада!

 

 

Постарайтесь привить ребенку навыки самообслуживания перед поступлением в детский сад. Это придаст ребенку уверенности среди своих сверстников. Предоставьте ребенку чуть больше самостоятельности. Пусть он неправильно сделает первые попытки, но он сделает это сам! Хвалите его за самостоятельность.

 

Если есть возможность, заранее посетите группу, познакомьтесь с воспитателями и ребятишками из группы в которую, направлен ребенок. Обговорите с воспитателями индивидуальные особенности вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается. Заполните анкеты, оставьте координаты для связи с Вами в экстренном случае.

 

Расскажите ребенку о режиме дня в детском саду, о занятиях, которые он будет посещать. Чем подробнее Вы будете рассказывать, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя Ваш ребенок.

 

Постарайтесь начать посещение детского сада, постепенно начиная с 2 часов, постепенно увеличивая продолжительность посещения. Это поможет ребенку легче перенести сложный период в жизни.

 

Обговорите с ребенком о возможных трудностях, которые могут произойти с ним в группе. Объясните, что в любой ситуации он может обратиться за помощью к воспитателям. Тем самым вы добавите доверия к сотрудникам детского сада. При этом важно не создавать у ребенка иллюзий, что всё будет выполнено по первому требованию и именно так как он хочет.

 

Если возникает ситуация, когда ребенок не хочет идти в детский сад, можно предложить ребенку взять любимую игрушку, с которой он будет играть в группе.

 

Научите ребенка называть других детей, воспитателей по именам. Интересуйтесь, как прошел день, чем он занимался. Ребенок должен почувствовать, что Вам интересно всё, что с ним происходит. Ребенку важна поддержка, поощрение родителей.

 

Если Вас беспокоит какая-то ситуация, обратитесь с разговором к воспитателю. Составьте такой разговор, пожалуйста, без присутствия ребенка, не отвлекая воспитателей в режимные моменты. Постарайтесь найти компромисс в решении любого вопроса.

 

При расставании используйте принцип «долгие проводы — лишние слезы». Длительное расставание нисколько не улучшит ситуацию, а наоборот может доставить ребенку неприятных моментов. Оставляя ребенка, скажите ему твердым и уверенным голосом, что Вам необходимо идти по важным делам. Определите время, когда Вы за ребенком придете, понятное для него. Например «Я приду за тобой, когда ты скушаешь суп» или «когда ты отдохнешь в кроватке, я тебя заберу». Но, запомните одно из главных правил: всегда выполняйте данное обещание, иначе ребенок Вам перестанет доверять.

 

По возможности, устраивайте не запланированный «выходной» день, для общения с ребенком. Это снимет психологическую и эмоциональную нагрузку с ребенка и добавит уверенности в Вашей любви и заботе.

 

Самое главное предназначение детского сада в том чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. Но не забывайте, детский сад никогда не заменит ребенку семью!!!

 

Адаптация к детскому саду может быть очень быстрой, а может затянуться до полугода. Наберитесь терпения. Не торопите ребенка, не спешите поскорее оставить ребенка в саду. Это может отразиться на здоровье ребенка. Рассчитайте свои силы, возможности и планы.

 

Давайте вместе гордиться достижениями своих детей. Мы все с вами хорошо понимаем, как порой нелегко даются первые успехи малышу. Но, пожалуй, самый главный и серьёзный успех в жизни малыша — это правильное и максимально безболезненное вхождение в большой окружающий мир, начинающийся за пределами семьи, квартиры, дома, песочницы во дворе. Самые первые навыки продолжительного общения со сверстниками, воспитателями, взрослыми — несомненно, образуют главную основу для дальнейшей социализации и успешности ребенка в его дальнейшей жизни в целом. Поэтому основная задача воспитателей и родителей- совместными усилиями, терпением, поддержкой, добротой, вниманием и любовью помочь детям освоиться в самом начале нового этапа в жизни, по которой им придется идти дальше — за удачей, успехами, достижениями.