Версия для слабовидящих
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A
Обычная версия
Межстрочный интервал: 1.5 2 2.5
Межбуквенный интервал: Обычный Средний Большой
Изображения: Вкл. Выкл.

Наказание:вред или польза?

Наказание ребенка: Вред или польза?

Всем нам приходится хвалить и наказывать своих детей. Сколько существует педагогика, столько и бытует мнений, разногласий, споров, дискуссий вокруг данной проблемы.

Наказание, особенно связанное с открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего. Телесные наказания действительно эффективны как способ быстрого воздействия на ребенка, так как отшлепанный малыш сразу же соглашается с родительскими требованиями. Но с позиции воспитания физические наказания детей абсолютно бессмысленны - происходит замыкание ребенка в себе или открытое сопротивление, малыш затаит злость и обиду на вас. Помимо этого шлепанье замедляет эмоциональное развитие и способность здраво мыслить. Ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания, станет в будущем более изобретательно и ловко скрывать свои проступки. 

Но не стоит оставлять без внимания плохие действия ребенка. Воспитание заключается в том, чтобы ребенок, осознавая и оценивая свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие. Суть наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять нанесенный его поведением вред. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребенок. Важно, чтобы ребенок принял и понял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным. Обязательно объясните ребенку, почему его поведение неправильно.

Очень важно также при совершении ребенком проступка выяснить его мотивы: сделал ли он по незнанию или из любопытства, с умыслом или по забывчивости, от скуки или по какой-либо другой причине. Только исходя из мотивов, следует оценить случившееся. Ни в коем случае нельзя плохой поступок ребенка отождествлять с его личностью и ставить знак равенства между шалостями и самим ребенком. Необходимо, чтобы ребенок был уверен, что его действия сказываются на вашем настроении, состоянии, но не влияют на ваши с ним отношения.

И помните, если у вас возникло сомнение, наказывать ребенка или нет, лучше откажитесь от наказания. Выбирая наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка. Ведь самым главным наказанием для ребенка должно быть уже понимание им того, что он расстроил, огорчил самого значимого, самого любимого для него человека.

Наказание  ни в коем случае не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому, не должно ущемлять достоинство и самолюбие ребенка. Более того, наказание должно быть полезным -  поэтому наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делать ему плохое. При наказании не припоминайте прежних шалостей - надо говорить только о том, за что ребенок наказывается именно сейчас.

При этом запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми. Если ребенка наказывает один из родителей, второй никогда не должен вмешиваться, даже если он не согласен с наказанием. Позже, в отсутствие ребенка, можно выяснить свои разногласия.

Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно. Во всей системе поощрений и наказаний важно не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.